12 марта, Радха-кунда (Часть 6)

Дописываю это небольшое эссе, начатое в Майяпуре, уже на Радха-кунде. В очередной раз по неизъяснимой милости мне позволено оказаться в этом месте — на берегу озера Чистой Любви. С раннего утра до позднего вечера над этим озером, сливаясь с криками павлинов, звоном колоколов, тарахтением моторикш и генераторов, звучит мантра Харе Кришна. В своих хижинах, домах, маленьких и больших храмах на разные лады люди поют эту простую молитву, с помощью которой, согласно Упанишадам, искренняя душа может пересечь бушующий океан материального существования и приблизиться к Абсолютной Реальности.

Океан, отделяющий материальный мир от мира духовного, называется Причинным. Здесь, на этом берегу, который даже берегом-то можно назвать с большой натяжкой, все подчиняется неумолимому закону причин и следствий, закону кармы. Бесконечно прекрасная Истина, породившая этот мир, прячется за этим законом. И сколько бы люди, извечно стремящиеся к свободе, ни восставали против этого закона, как бы ни пытались его обойти и стать богаче, красивее, умнее, сильнее и счастливее, находясь здесь, они остаются в его власти.

Среди бесконечного множества бунтарей и революционеров, населяющих этот мир, изредка встречаются души, уставшие страдать и разочаровавшиеся в своих агрессивных попытках поменять природу этого мира. Такие люди искренне пытаются вести себя по-другому — склониться перед Высшей волей и принять ее в своей жизни. Они решают принять закон, вместо того, чтобы бунтовать против него. Но из множества таких людей только совсем уж немногим приходит в голову, что мало просто склонить голову перед Истиной — нужно еще отдать Ей свое сердце. Эти редкие счастливчики ищут любовь не ради спасения, а ради самой любви, понимая, что только такая любовь по-настоящему свободна и беспричинна, и только она вывести пленную душу из-под власти закона причин и следствий.

Самые удачливые из таких людей в конце концов приходят сюда, на берега этого озера. Омывшись в его прохладных водах, они понимают, что все их скитания и поиски были не напрасны. Они чувствуют, что то сокровище, которое они так долго искали, совсем рядом, еще немного — и они найдут его. Придя сюда, многие из них дают обеты никогда не покидать это место — где еще в этом мире можно так отчетливо ощущать присутствие Бога? За минувшие столетия озеро Любви бессчетное множество раз слышало такие обеты. Но далеко не все из тех, кто давал их, оставались верны им. Кто-то уходил даже с его берегов, соблазненный неистребимой надеждой найти вечное счастье в мире рождения и смерти. Только вчера мне рассказали историю про одного из таких людей — молодого киртании, много лет певшего пронзительные киртаны перед самадхи Рагхунатхи Даса Госвами на самом берегу Радха-кунды. Майя пришла к нему в образе юной вайшнави, со слезами на глазах слушавшей, как он поет имена Кришны. Как пишет Шрила Прабхупада (ШБ 1.2.17, комм.): «Женщины и богатство — очень серьезные препятствия на пути тех, кто решил вернуться домой, обратно к Богу. Многие преданные, достигшие непоколебимости на пути преданного служения, пали жертвой этих соблазнов и таким образом сошли с пути, ведущего к освобождению».

Я обходил вчера поздно вечером Радха-кунду, кланялся Божествам, иногда подсаживался к киртанам, смотрел на огоньки лампадок, плывущих по озеру, прислушивался к кряхтению пожилых бенгальских женщин, у которых изо рта привычно вырывается только один звук: «Радхе, Радхе», и размышлял над услышанной историей. Мне не давал покоя один вопрос: «Как же можно, один раз попав на берег этого озера, куда-то уйти с него? Вернее, уйти-то можно, но куда и, главное, зачем?» Тогда мне вспомнился стих из Бхагаватам (1.5.19):

на ваи джано дхату ктханчанавраджен
мукунда-севй анйавад анга самсритим
смаран мукундангхрй-упагуханам пунар
вихатум иччхен на раса-грахо джанах

Мудрец Нарада говорит, обращаясь к Вьясе: «Мой дорогой Вьяса, хотя преданный Господа Кришны иногда по той или иной причине падает, он, вне всяких сомнений, не возвращается обратно в круговорот самсары, в отличие от тех, кто привязан к плодам своего труда, ибо человек, однажды ощутивший вкус служения лотосным стопам Господа Мукунды не может делать ничего другого, кроме как снова и снова вспоминать это блаженство».

Шрила Вишванатха Чакраварти пишет в комментарии к этому стиху: «Этот стих снова подчеркивает, что неудача не может постигнуть преданного. Человек, который служит Мукунде, никогда, ни при каких обстоятельствах (на джату), даже если решимость изменила ему, не возвращается в самсару, место, где люди наслаждаются результатами своей кармы... Вспоминая о своем прежнем опыте, когда он в сердце обнимал лотосные стопы Господа, такой преданный не хочет расставаться с этим состоянием. В стихе говорится смаран мукундангхрй-упагуханам “вспоминая свои объятия этих лотосных стоп (упагуханам)”, а не просто “вспоминая Его лотосные стопы”. Далее в стихе используется слово «снова» (пунах). Смысл этих двух слов (упагуханам и пунах) в том, что такой человек, даже если он один, два или три раза по своей воле из-за недостатка решимости прекращал служение Господу, в какой-то момент, вспоминая о том блаженстве, которое приходило к нему при мыслях о Господе, а также вспоминая о том, в каком плачевном состоянии он находится ныне, и понимая, что это плачевное состояние вызвано забвением Господа, начинает раскаиваться: “О, что я наделал. Пусть так, но больше я никогда не откажусь от служения Господу”. Так он снова начинает поклоняться Ему».

Через пару часов мне придется уезжать отсюда. Единственное, на что я надеюсь, это что милостивая хозяйка Озера Любви позволит мне когда- нибудь снова вернуться сюда. Что бы я ни делал и где бы ни был, в глубине сердца я знаю — ничего другого мне не нужно. Ничто другое не утолит жажду души моей и не сделает меня счастливым. Любой, кто, так или иначе, соприкоснулся с книгами Шрилы Прабхупады, понимает эту горькую, как листик туласи, истину: «ничто другое не сделает меня счастливым». Это значит, что Сам Кришна проведет каждого из нас через положенные нам испытания, поможет отодрать от нашего сердца крепко въевшуюся в него грязь гордыни и вожделения, сделает нам прививку духовного вкуса и в конце концов поселит в большой деревне пастухов неподалеку от Озера Любви. От нас требуется только одно — никогда не прекращать со смирением служить книге Бхагавата и преданному Бхагавата. «Господь отвечает взаимностью Своему преданному. Когда Он видит, что преданный очень искренне хочет получить доступ к трансцендентному служению Господу и потому жаждет слушать рассказы о Нем, Господь из сердца преданного действует таким образом, чтобы помочь преданному вернуться к Нему. Господь сильнее нас самих желает забрать нас в Свое царство. Большая часть из нас совсем не хочет возвращаться к Богу. Лишь очень немногие по-настоящему хотят вернуться к Нему. Но любому, кто имеет такое желание, Господь помогает во всех отношениях».

опубликовано: 12.03.2012
категория: Дневник