29 февраля, Дели (Часть 5)

Что делать? Ответ обезоруживающе прост: тщательно избегать дурного общения — общения, в котором материальные тенденции, дремлющие в нашем уме, могут получить новую силу. Возможно ли это в принципе, сейчас, в разгар Кали-юги, в среде, чуждой и даже антагонистичной бхакти? Возможно, если мы будем постоянно и глубоко общаться с любящими и сострадательными вайшнавами и постоянно служить книге «Бхагаватам». Именно поэтому мы снова и снова говорим об общине вайшнавов, живущей здесь на Земле по законам духовного мира. Только она сможет по-настоящему оградить нежный росток бхакти от дурного влияния асат-санги и не позволить бешеному слону апарадхи растоптать этот росток.

В этом главная беда и главная сложность служения садхаки, который согласился в нашем обществе играть роль духовного учителя. Ему волей-неволей приходится постоянно общаться с начинающими вайшнавами, полными материальных тенденций, и даже порой зависеть от них в своем служении. Тогда как у самого него часто не бывает прибежища в виде возвышенного духовного общения. Беды и проблемы людей с материальным сознанием, согласно принципу принадлежности, становятся его бедами и проблемами. Только тот, кто обеими ногами стоит в духовном мире, способен не принимать все это близко к сердцу, не перегружать чужими проблемами свое сознание и в то же время продолжать помогать своим ученикам продвигаться вперед. Если же хотя бы часть нашего сознания принадлежит материальному миру, то карма учеников в виде их проблем и сложностей на духовном пути будет передаваться духовному учителю и затруднять его продвижение. Так чужая карма становится якорем на нашем пути. Если же ко всему этому добавляются еще и административные обязанности, то ситуация становится еще более сложной, с духовной точки зрения. Кто-то из вайшнавов неизбежно обижается, чувствует себя задетым или просто обделенным вниманием.

Бхактивинода Тхакур продолжает: «При таких условиях садхака либо затупывается с сетях чхая-бхакти-абхаса — тени, бледного отражения бхакти, или в случае совершения им множества оскорблений, скатывается до уровня пратибимба-бхакти-абхаса (извращенной формы бхакти, когда бхакти в сознании человека становится инструментом исполнения материальных желаний или достижения освобождения». Так оскорбления или неблагоприятное общение меняют природу бхакти. Изначально чистое устремление к Кришне, полученное нами из сердца чистого преданного, превращается в тень или искаженное отражение.

Разумеется, Кришна защищает тех, кто идет по духовному пути, но только при наличии полной искренности. Он Сам говорит: «Мой преданный никогда не погибнет» (Бг, 9.31). Это значит, что Сам Кришна защищает сознание преданного, проводя его через необходимые испытания, и если у человека есть желание прийти к Кришне, даже не очень сильное, Кришна наверняка поможет ему. Шрила Прабхупада пишет об этом там же, в стихах второй главы Первой песни, описывающих начальные ступени преданности: «Господь сильнее нас самих желает забрать нас в Свое царство. Большая часть из нас совсем не хочет возвращаться к Богу. Лишь очень немногие по-настоящему хотят вернуться к Нему. Но любому, кто имеет такое желание, Господь помогает во всех отношениях». Только не ужно думать, что мы способны понять, в каком виде к искреннему преданному должна прийти помощь Кришны. Она вполне может прийти в очень неожиданной форме. Однако, если преданный, проходя через посланные ему испытания, сохранил привязанность к святому имени и служению, можно не сомневаться в том, что он находится в надежных и любящих руках Кришны, который делает все возможное, чтобы поскорее избавить его от остатков влияния гун материальной природы. Именно так комментаторы объясняют историю Бхараты, который привязался к олененку и как будто сошел с пути йоги — Сам Кришна устроил все это, чтобы усилить привязанность Бхараты и его желание вернуться к Богу.

(окончание следует)

опубликовано: 29.02.2012
категория: Дневник