27 февраля, Мумбай (Часть 4)

В любом случае, уровень ништхи — очень высокий, с точки зрения обычной йоги, многие преданные достигают за ничтожно короткий срок. Это ли не лучшее доказательство действенности бхакти? На самом деле такой человек, подлинно смиренный и терпеливый, утвердившийся в положении слуги Кришны, переставший быть покорным рабом своего ума, заслуживает глубочайшего почтения, и только глупец, почитающий себя выше его (и всех остальных), не захочет у него учиться.

У кого еще мы можем научиться подлинному смирению и терпению, способности преодолевать любые препятствия, мягкости сердца и состраданию? Никакие рассуждения ритвиков не убедят меня в том, что неофит-вайшнав может научиться всем этим качествам, не имея перед глазами примера живого человека, утвердившегося в сознании слуги. Нитйа бхагавата севайа подразумевает одновременное служение книге «Бхагавата» и личности Бхагаваты — преданного Кришны. Без такого служения и общения невозможно достичь уровня ништхи.

Но как быть с ручи? Почему мы не видим вокруг себя много примеров людей, достигших этого уровня? Рупа Госвами объясняет в Бхакти-расамрита-синдху, что ступень бхавы редко достижима в этом мире из-за совершаемых нами, сознательно или по неосторожности, оскорблений. Бхактивинода Тхакур пишет в продолжении приведенного отрывка о том же самом. «Но если в процессе занятий садханой человек продолжает близко общаться с теми, кто привязан к чувственным удовольствиям и имперсональным представлениям о природе Абсолютной Истины, или если человек не проявляет должного уважения к чистому преданному или наносит ему какое-либо другое оскорбление, шраддха человека на уровне каништхи и на уровне мадхьямы увядает на корню, лишая садхаку возможности достичь шуддха-бхакти».

Мадхьяма-адхикари, увы, не защищен полностью от самой возможности совершить оскорбления. Более того, тончайшая тенденция к апарадхам, согласно Вишванатхе Чакраварти Тхакуру, остается у человека вплоть до уровня бхавы. Только на ступени премы, когда человек воочию видит Бога, из сердца уходят последние остатки этой склонности.

Совсем недавно слушал лекцию В., поразившую глубиной и искренностью. Он говорил в ней о том, насколько опасно положение человека, достигшего уровня ништхи — опасно именно потому, что самому садхаке и всем остальным вокруг него может показаться, что он уже находится вне опасности. Говорят, что именно такая промежуточная квалификация в случае тех, кто водит автомобиль (шофер на уровне мадхьяма-адхикари), является причиной большинства аварий. Похоже, что аварии в духовной практике тоже часто случаются по достижению человеком этой ступени.

(продолжение следует)

опубликовано: 27.02.2012
категория: Дневник