25 февраля, Мумбай (Часть 3)

Если представить наш духовный путь как попытку повернуться лицом к Кришне, отвернувшись от майи, то, изображая его графически, мы получим дугу в сто восемьдесят градусов. Уровень ништхи находится где-то посередине этой дуги, половина пути уже за плечами, но вторую половину еще предстоит пройти.

Только на следующей ступени духовного развития, когда шраддха, вера, становится такой сильной, что принимает форму ручи, духовного вкуса — вожделение, жадность, гордыня, зависть и гнев отступают, инерция кармы полностью иссякает. Эта ступень описана в Бхагаватам (1.2.19) словами:

тада раджас тамо бхавах
кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавидхам

Четах значит «сердце, сознание», а анавиддхам буквально означает «непронзенное». Сознание человека становится настолько устойчивым и защищенным благодаря сильному духовному вкусу, что стрелы вожделения и гордыни не могут больше пронзить его. Бхактивинода Тхакур пишет, что только достигнув уровня ручи, человек достигает высшего уровня квалификации для практики бхакти. До этого уровня вожделение может на непродолжительное время овладеть человеком, но оно неспособно сбить его с пути, увести его обратно в джунгли бессмысленного материализма. Если вспомнить многочисленные истории из Пуран про медитирующих йогов и мудрецов, павших жертвами стрел Камадева (недаром Сута Госвами использует в этом стихе слово анавиддхам «непробиваемый, непроницаемый для стрел»), то достижения современных бхакт, которые совсем недавно ничего не знали о духовной практике и не имели ни малейшего представления о контроле чувств, не покажутся такими уж незначительными.

Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мадхурья-кадамбини» пишет, что, по мнению некоторых вайшнавов, к человеку сначала приходит стабильность в физическом служении, затем он обретает стабильность в служении речью и только после всего этого к нему приходит стабильность в служении Кришне в уме. Другие утверждают, что стабильность приходит к садхаке, в первую очередь, в той сфере, которая развита у него сильнее. Но для нашего рассмотрения это не так важно. Гораздо важнее, что уровень ништхи — это тоже достаточно протяженная ступень, со своим подуровнями. Кто-то может находиться на начальном уровне ништхи, твердой, непоколебимой веры, а кто- то достичь высшей формы ништхи — полной стабильности в служении телом, умом и речью, то есть, даже достигнув уровня ништхи, человек может быть в разной степени защищен от влияния вожделения, гнева и зависти. Полная неуязвимость приходит только на стадии «духовного вкуса», достижение которой знаменует переход человека в категорию уттама-адхикари.

(продолжение следует)

опубликовано: 25.02.2012
категория: Дневник