Вопросы к Е.С. Бхакти Вигьяне Госвами Махараджу

 

16 ноября

Тема: Санскрит Бхагаватам

Вопрос: Харе Кришна! Примите мои поклоны! Вся слава Шриле Прабхупаде!

Я слышал мнение учёных, которые говорят, что Бхагаватам составлен 1000 лет назад,и основывывают они это утверждение на том что санскрит в Бхагаватам более современный нежели 5000 лет назад. Как это правильно понимать?

Ответ: Не касаясь самой сути этого утверждения, можно привести следующий аргумент. Бхагаватам так же вечен, как и сам Кришна. Он существовал всегда, как всегда существовали Веды (никто из ученых с этим утверждением не согласится, потому что само понятие вечности ненаучно.

Как Кришна приходит в разных формах и обликах в разные века, так же и Бхагаватам может воплощаться в несколько отличной форме - это не меняет его вечной природы.

Сейчас Бхагаватам существует на русском, английском и других языках - что от этого поменялось?

Что же касается самого этого утверждения, то тут тоже не все так просто, хотя какие-то основания для него есть.

Есть так называемый классический санскрит (более простой, на нем написано большинство Пуран) и ведийский санскрит (более сложный и архаичный). Язык Бхагаватам гораздо более сложен и архаичен, чем язык большинства Пуран, это несомненный факт. По красоте языка, глубине и поэтичности Бхагаватам намного превосходит все существующие Пураны - это тоже факт, поэтому очень трудно отнести Бхагаватам к какому-то конкретному времени только на основании языка.

В целом лингвистические методы датировки крайне неточны, им едва ли можно доверять. Это всего лишь гипотезы, не имеющие большой ценности.

В любом случае, Бхагаватам в его нынешнем виде появился никак не тысячу лет назад - весь Шримад-Бхагаватам изображен на мраморных барельефах храма Вайкунтха-Перумала, который датируется 7 веком нашей эры или раньше. Это значит, что ко времени создания этого храма Бхагаватам уже был очень популярен. Это то, что можно сказать, пользуясь эмпирическим методом, который для нас не имеет большой ценности.

Вопрос: И ещё небольшой вопрос: я слышал о таком понятии как официальное принятие шикша-гуру. Что оно означает и зачем нужно?

Ответ: Чтобы сделать наши отношения более наполненными смыслом. Формальные отношения помогают человеку более серьезно отнестись к ним. Гуру нужно принимать абсолютно, но ум будет пытаться релятивизовать его положение, сохранив за собой положение абсолютного авторитета. Чтобы помешать уму сыграть с нами этот трюк, лучше если мы примем гуру официально - как мужчине и женщине труднее разорвать свои отношения и легче выполнять свой долг друг по отношению к друг, если их отношения закреплены формально.

 

18 ноября

Тема: Как уберечь свой ум от беспокойств и оскорблений

Вопрос: Харе Кришна!

Дорогой Бхакти Вигйана Госвами Махарадж, примите наши смиренные поклоны.
Вся слава Шриле Прабхупаде!

У нас в ятре нет президента, а есть совет. В совете старшие преданные все очень хорошие и умные, но у каждого свой взгляд на то какой должна быть ятра. И по этому поводу идут споры прямо на лекциях. То есть, лектор дает лекцию, освещая в ней вопрос, например, бхакти врикш, а у других старших преданных на это другой взгляд. Некоторые вступают в спор прямо при всех, некоторые обсуждают сложившуюся ситуацию с глаза на глаз. Но мы все остальные видим все это и из-за этого ум приходит в беспокойство. Подскажите, пожалуйста, что нам нужно делать, чтобы избавиться от беспокойств и как правильно мы должны себя вести?

Ответ: Поделитесь своими беспокойствами со старшими преданными и попросите их договориться друг с другом. Ум человека, начинающего духовную практику, склонен выискивать противоречия даже там, где их нет. Как дети очень болезненно переживают раздоры между матерью и отцом, гораздо более болезненно, чем сами отец и мать, потому что зависят от них и не в силах понять, кто из них прав, так и начинающие духовную практику очень болезненно воспринимают противоречия между людьми более зрелыми духовно.

Единственное решение этой проблемы - попросить преданных перестать обсуждать все это в присутствии тех, кто не может понять эти обсуждения правильно.

Вам же я могу только посоветовать принять прибежище в наставлениях Шрилы Прабхупады и своего духовного учителя и молиться, чтобы старшие преданные как можно скорее нашли общий язык.

 

19 ноября

Тема: Чистый перевод Шримад Бхагаватам

Вопрос: Мои нижайшие поклоны. Люди боятся читать книги с комментариями думая, что мозги затуманятся, что это секта. Подскажите, пожалуйста, стоит ли распечатать чистый перевод Шримад-Бхагаватам и дать почитать. Думаю многие люди заинтересуются(хотя бы ради интереса), но не знаю правельно ли это?
Пожалуйста, рассейте мои сомнения.

Ответ: Не думаю. Если ему интересно, он и так прочитает - комментарии можно пропустить. Если вы сможете вселить в человека интерес к Шримад-Бхагаватам, ему будет все равно (поначалу), есть там комментарии или нет.

 

20 ноября

Тема: Сентиментальность

Вопрос: Харе Кришна, Ваша милость !
Примите мои смиренные поклоны.

Позвольте задать Вам вопрос:

Как отличить обыкновенную сентиментальность от проявления любви к Кришне? Дело в том, что хоть я являюсь неофитом, во время чтения джапы я плачу когда думаю о Кришне. Совсем недавно, следуя методу, который предожил Его святейшество Шачинандана Свами я представлял, как Кришна "шагает" из моего сердца и садится напротив. Я читал ему святые имена. Однажды, мне представилась картина, что я с Кришной сижу не в комнате, а на берегу океана. И мы смотрим на закат. Это были незабываемые впечатления. С этого момента я стал воспринимать Кришну как конкретную личность. В моем уме я разговаривал с Ним, обращался к Нему, Он отвечал. И от Его ответов я стал испытывать невероятные эмоции. Я и плакал, и смеялся. Как в детстве. И было так легко. С той поры при слове "Кришна" я вспоминаю эту картину и на глазах наворачиваются слезы. Читая джапу я стараюсь ту картину воссоздать в уме и иногда получается. Прочитав на форуме в теме о строительстве храма Ваш рассказ о бенгальском пуджари и Шриле Прабхупаде, я испытал такие же эмоции. Я повторюсь, я - неофит. Я не должен испытывать какие-то признаки экстаза. Мне кажется это проявления сентиментальности, хотя ранее я за собой такого не замечал.

Сделайте милость, пожалуйста, разъясните как отличить мирскую сентиментальность от проявления любви к Кришне? Если это сентиментальность, стоит ли мне прилагать усилия, чтобы избавиться от нее? Во время джапы я представляю, что мы с Кришной общаемся в различных ситуациях: во Вриндаване, на берегу океана, в цветущем саду. В это время джапа идет сама собой, легко и я слышу каждый звук (или мне кажется что слышу). Правильно ли я поступаю?
Может я иду неверным путем?

Большое спасибо за Ваше внимание моему несуразному тексту. Харе Кришна. Я повторюсь, я - неофит. Я не должен испытывать какие-то признаки экстаза.

Ответ: Видимо, Кришна об этом не знал.

Кришна может дать нам возможность испытать духовные эмоции в любое время на любом этапе нашего духовного развития. Милость его беспричинна. Просто в начале эти эмоции не могут быть постоянными - другие мысли и эмоции будут заслонять их.

Пожалуйста, не пытайтесь избавиться от этих эмоций, потому что именно в этом заключается метод, который принес Господь Чайтанья - не просто сухое следование правилам, потому что "так нужно" и потому что "мне так сказали", а потому что я чувствую вкус. Это называется рагануга-садхана. Шрила Джива Госвами приводит аналогичный пример, объясняя, как нужно практиковать эту садхану на начальных ступенях, когда у нас еще не пробудился вкус. Он говорит, что, например, повторяя Гопал-гаятри мантру, человек может представлять себе гурьбу мальчиков пастушков и Самого Гопала, доящего Своих коров.

К сожалению, неофиты начинают гордиться этими переживаниями или по неосторожности совершают оскорбления, и беспричинная милость Кришны уходит.

Поэтому храните свой опыт в секрете, не выставляйте его на показ. Можете объявить всем, что вы от него благополучно избавились.

 

20 ноября

Тема: Уровни сознания...

Вопрос: Харе Кришна,Махарадж!

Существует 5 уровней сознания:

1 аннамайя
2 пранамайя
3 маномайя
4 вигьянамайя
5 анандамайя

К какому уровню относятся гуру и гуру-саньяси 4 или 5?

Ответ: Существует пять покровов души: аннамайя-коша, пранамайя-коша, маномайя-коша, вигьянамайя-коша и анадамайя-коша. Они, как матрешки, вложены друг в друга.

Душа может проецировать свое сознание на любую из этих оболочек, то есть преимущественно сознавать себя либо как телесную оболочку, созданную из пищи, либо как другие, более высокие оболочки.

Исходя из этих представлений, санньяси должен преимущественно находиться на уровне вигьянамайи (как минимум). Чистый преданный (независимо от своего социального статуса, а гуру и санньяси - это всего лишь социальные роли) должен сознавать свою душу и чувствовать ананду.

 

22 ноября

Тема: Кришна плачет о нас?

Вопрос: Харе Кришна, Ваше Святейшество Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж!
Примите мои смиренные поклоны! Слава Шриле Прабхупаде!
Вот слова из одного Вашего стихотворения:

"- Я плачу о тех, кто забыл Меня и оставил,
Я плачу о тех, кто обиделся и отвернулся,"

Кришна и вправду плачет о нас? Или это только красивая метафора? О чем-то похожем было в "Брихад-бхагаватамрите"...

Не могли бы Вы прокомментировать немного?
Спасибо.

Ответ: Санатана Госвами объясняет, почему у Кришны красные глаза - от слез. Его потребность быть любимым бесконечна.

Шрила Прабхупада пишет об этом в комментарии к Шримад-Бхагаватам (9.4.64):
"Хотя Кришна полон и совершенен, во Вриндаване Он нуждается в помощи Своих преданных - мальчиков пастушков и гопи - чтобы Его трансцендентное блаженство увеличивалось. Такие чистые преданные, которые могут увеличить блаженство Верховной Личности Бога, дороже всего Ему. Верховный Господь не только наслаждается обществом Своих преданных, но поскольку Он сам безграничен, Он хочет без конца увеличивать число Своих преданных слуг. Он приходит в материальный мир, чтобы побудить нерпеданных, поднявших бунт против Него, вернуться домой, обратно к Богу. Он просит их предаться Ему, потому что, будучи безграничным, Он хочет без конца увеличивать число Своих преданных". Именно это желание Кришны, которое Шрила Прабхупада сделал основой нашей миссии, я попытался как-то отразить в стихотворении.


22 ноября

Тема: Как правильно произносить: "Кришна" или "КришнА"?

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Махарадж! Мои Вам поклоны.

Скажите, пожалуйста, как правильно произносить: "Кришна" или "КришнА"? Я слышал, что слово КришнА указывает на женский род. С именем "Рама" - аналогично.

Спасибо за внимание !
Харе Кришна !

Ответ: Именно так, КришнА с длинным а в конце - это имя Драупади.

 

22 ноября

Тема: Общение с Богом

Вопрос: Харе Кришна, уважаемый Госвами Махарадж.
Примите мои поклоны.

Один мой знакомый верующий, сказал мне, что с Богом можно и нужно общаться постоянно и напрямую.

Что сам он так и делает, по всем вопросам обращаясь к Богу с фразой много раз в течение дня: "Чего хочешь от меня Ты? И как мне поступить." И говорит, что если обращаться в молитвенном состоянии, то всегда получишь ответ. И что это его практика развития отношений с Богом.

Что это за стадия отношений с Богом? Бог всегда с нами. И можно сказать, что если постоянно помнить о Нем и обращаться к Нему вот так, это и есть совершенство жизни. Ведь если обращаешься постоянно только к Нему даже по материальным вопросам, (а например, не к психологу, врачу, и тд), то Бог обязательно откликнется, ... и так можно практиковать один из принципов Шаранагати - доверие Богу.

Ответ: Молитва - это эффективное средство развить веру в Бога...

Но следуя такой логике, вся наша практика из 9 процессов преданного служения, и наука бхакти, и принципы преданного служения, начиная с главного - принятие духовного учителя - бессмысленны, если можно вот так просто взять и начать общаться с Богом напрямую.

Этой стадии можно достичь, но не так просто - для этого нужно отказаться от своего эгоизма, который отделяет нас стеной от Бога.

Обычно такие вещи придумывают люди, которые не то, что с Богом, с обыкновенными людьми отношений правильных наладить не могут. Чтобы у нас были полноценные отношения с кем бы то ни было (включая Бога), нужно избавиться от своего эгоизма, примитивной сосредоточенности на себе.

Отношения с гуру помогают человеку проверить, насколько он реально способен предаваться кому-то и думать о благе другого человека больше, чем о своем собственном. Без этого все наши попытки наладить личностные отношения с Богом останутся фарсом.

 

23 ноября

Тема: Служение в благости

Вопрос: Примите мои поклоны!

Вчера один из очень авторитетных преданных давал лекцию о служении в гуне благости, и о том, как важны принципы саттвы, аюрведы и тп. В связи с чем я хочу задать Вам вопрос:

Что должно быть первостепенно, само служение, в ходе которого человек обретает вкус, а значит энтузиазм совершать служение более квалифицированно, в благости, или сама благость, достигнув которой, мы сможем квалифицированно служить?

Спасибо за внимание, очень хочется узнать Ваше мнение.

Ответ: Мы можем начать служить, только превзойдя гуну благости:

брахма-бхута прасаннатама
на шочати на канкшати,
самах сарвешу бхутешу
мад бхактим лабхате парам

Служение можно совершать только на уровне Брахма-бхута. Оно не зависит от благости, потому что бхакти независима в принципе: ахайтуки. Благость всего лишь создает благоприятные внешние условия для нашего служения. Поэтому ЖЕЛАНИЕ служить первостепенно. Но если мы искренни в своем желании служить, то мы будем стараться строить свою жизнь на принципах гуны благости, потому что она благоприятствует служению.

Материал взят с форума Кришна.RU

опубликовано: 18.12.2008
категория: Вопросы-ответы